Ориентировочный план реализации содержания региональной программы «Крымский веночек»
в младшей и средней группах (по Л.Г. Мухомориной)
Ориентировочные
темы для изучения
Я И МОЯ СЕМЬЯ.
МОЙ ДОМ
Формы работы
педагогов и родителей
с детьми
Рассматривание
фотографий членов
семьи, фотоальбомов.
Рассказывание
семейных историй.
Организация выставок
фотографий семей.
Разучивание стихов,
песен о членах семьи.
Чтение сказок,
рассказов.
Просмотр диафильмов,
видеофильмов,
мультфильмов.
Слушание, пение
(колыбельных) песен.
Игры «Пропой свое
имя», «Как тебя
зовут?», «Назови
ласково свое имя».
Самостоятельная
деятельность детей
Интеллектуальная компетентность Практическая компетентность
ребенка
ребенка
Рисование: «Мой
дом», «Моя мама»,
«Мой папа», «Моя
семья»,
«Автопортрет».
Знает свое полное имя и имена
членов семьи и близких
родственников.
Рассказывает о папе и маме,
других членах семьи.
Знает своих соседей (по дому, по
улице) по именам.
Рассказывает о семейных
праздниках.
Знает назначение разных видов
одежды, украшений.
Уверенно ориентируется в
своем доме, знают названия и
назначение комнат в доме,
предметов быта.
Изготовление
подарков для членов
семьи.
Сюжетно-ролевые
игры: «Семья»,
«Наши семьи живут
рядом», «Наши
соседи», «День
рождения»,
«Принимаем гостей»,
«Идем в гости».
Знает название комнат в доме,
предметов быта и их назначение.
Позитивно относится к явлениям
и объектам природы своего дома.
Знает названия комнатных цветов
своего дома, растений на садовом
участке, названия трудовых
действий, связанных с уходом за
растениями.
Проявляет интерес к информации
о семье, доме.
Стремится к самостоятельным
практическим действиям в
природе (полить цветы,
покормить рыбок).
Проблемные ситуации.
Я В ДЕТСКОМ
САДУ. МОИ
ДРУЗЬЯ.
Организация и
проведение игр на
взаимодействие детей.
Организация и
проведение разных
видов игр (хороводных,
подвижных,
пальчиковых,
театрализованных).
Рассказывание сказок,
рассказов.
Выразительное чтение
произведений.
Разучивание пословиц,
поговорок,
скороговорок, загадок,
потешек и т.д.
Организация
фотовыставки «Наша
группа».
Организация
коллективных трудовых
действий.
Организация дежурства
в группе.
Инсценирование и
Рисование: «Мои
друзья», «Наша
воспитательница»,
«Мой друг».
Знает имена детей группы.
Знает имена воспитателей и
помощников воспитателей.
Стремится применять
элементарные формулы
общения в различных формах
и ситуациях общения.
Изготовление
подарков
именинникам.
Проявляет интерес к окружающим Общается со своими
людям, сверстникам, предметам,
сверстниками содержательно
явлениям и событиям ближайшего и доброжелательно.
окружения.
Сюжетно-ролевые
На обращенный вопрос,
игры (представленные Проявляет позитивный интерес к
просьбу, указание отвечает
в группе)
«языку соседа», понимает
одним словом, коротким
обращенную к нему этикетную
предложением, или
Рассматривание
лексику.
используют невербальные
иллюстраций в
средства общения.
книгах.
Проявляет любознательность и
познавательный интерес во всех
Может повторить небольшие
Изготовление
видах организованной
песенки, потешки, короткие
атрибутов для игр.
деятельности по усвоению
стихи, повторы в сказках на
программного материала.
«языке соседа».
Изготовление
Высказывает свое отношение
элементов костюмов.
к поступкам персонажей
произведений.
Дежурство в группе.
Может осуществить замысел
будущей игры.
Владеет обобщенными
способами построения
игрового образа.
Принимает участие в разных
решение проблемных
ситуаций.
видах игр, эмоционально
положительно откликается на
них.
Умеет строить
доброжелательные отношения
с партнерами по игре.
Я И МОЙ ГОРОД
(МОЕ СЕЛО)
Рассматривание
фотографий,
фотоальбомов.
Просмотр
видеофильмов.
Экскурсии по улицам,
паркам,
достопримечательным
местам.
Рисование,
аппликация «Мой
город», «Мое село»,
«Герб нашего
города».
Сюжетно-ролевая
игра «Путешествие по
городу (селу)».
Знает название своего
населенного пункта, улицы и
некоторые их
достопримечательности.
Знает названия растений,
географических объектов
ближайшего окружения.
Называет город (село), в
котором живет, свой адрес.
Может продекламировать
небольшие стихи о городе.
Узнает свой населенный
пункт на фотографиях,
иллюстрациях.
Проявляет интерес к доступным
пониманию событиям и фактам
истории, современной жизни,
людям, прославившим их родной
город (село).
Посещение музеев,
выставок.
Чтение легенд, стихов.
Слушание, разучивание
песен.
Я И МОЙ КРЫМ.
МЫ ЖИВЕМ В
КРЫМУ
Чтение сказок, легенд,
беседы по содержанию.
Рассматривание карты
Изобразительная
деятельность
(декоративная
роспись).
Имеет представление о том, что в
Крыму всегда проживали и живет
много разных людей.
Эмоционально исполняет
народные попевки и песенки.
Выполняет простые
Крыма.
Чтение произведений о
природе Крыма.
Сюжетно-ролевая
игра «Путешествуем
по Крыму».
Знает название главного города
Крыма – Симферополь.
характерные движения
народных танцев.
Проявляет интерес к народной
музыке.
Организация досугов.
Знает названия народных
музыкальных инструментов.
Организация и
проведение игр народов
Крыма.
НАША РОССИЯ
Рассматривание
русского костюма,
кокошника.
Изобразительная
деятельность
(декоративная
роспись).
Чтение русских сказок.
Разучивание русских
потешек, стишков,
песен, считалок.
Организация и
проведение народных
игр.
Организация досугов.
Рассматривание
народных игрушек.
Игры с народными
игрушками.
Знает элементы русского
костюма.
Знает русские народные игры,
считалки к ним.
Принимает участие в русских
народных играх,
эмоционально положительно
откликаются на них.
Различает кукол в русских
костюмах.
Знает некоторые русские сказки.
Раскрашивание
русского орнамента.
Проявляет познавательный
интерес к информации
познавательного характера.
Может прочитать короткие
русские стишки, считалки,
потешки.
Может пересказать
небольшие сказки.
Ориентировочный план реализации содержания региональной программы «Крымский веночек»
в старшем дошкольном возрасте (Л.Г. Мухоморина).
Ориентировочные
темы для изучения
Я И МОЯ СЕМЬЯ.
МОЙ ДОМ
Формы работы педагогов Самостоятельная
и родителей с детьми
деятельность детей
Интеллектуальная компетентность
ребенка
Рассматривание
фотографий членов
семьи.
Разучивание пословиц,
поговорок.
Составление рассказов о
семейных традициях,
праздниках.
Игры «Пропой свое
имя», «Как тебя зовут?».
Проблемные ситуации.
Имеет представления о своей семье, Знает правила семейного и
родне, родственниках.
гостевого этикета и старается
придерживаться их.
Знает свое полное имя и имена всех
членов семьи.
Составляет рассказы о членах
семьи, о семейных праздниках.
Знает день и место своего
рождения.
Читает наизусть стихи о членах
семьи.
Понимает значение семьи в жизни
человека.
Доброжелательно относится к
соседям.
Знает домашние традиции,
особенности семейных праздников. Может рассказать о
приготовлении некоторых
Знает и называет некоторые
национальных блюд..
известные блюда своей
национальной кухни.
Проявляет позитивные
эмоциональные реакции на
Знает комнатные цветы своего
явления и объекты природы в
дома, растения на садовом участке, домашнем окружении.
названия трудовых действий,
связанных с уходом за растениями. Выполняет определенные
поручения по дому.
Знает соседей по именам.
Организация и
Знает имена детей группы.
Сад родовых деревьев.
Слушание, чтение,
разучивание стихов,
песен о членах семьи.
Чтение сказок, легенд,
рассказов,
инсценирование.
Просмотр диафильмов,
видеофильмов,
мультфильмов.
Рисование: «Мой
дом», «Моя семья»,
«Автопортрет».
Изготовление
подарков для членов
семьи.
Сюжетно-ролевые
игры: «Семья»,
«Наши семьи живут
рядом», «Наши
соседи», «День
рождения»,
«Принимаем гостей»,
«Идем в гости».
Практическая компетентность
ребенка
Может образовывать имена
Я В ДЕТСКОМ
САДУ. МОИ
ДРУЗЬЯ
проведение игр на
взаимодействие детей.
Рисование: «Мои
друзья», «Мой друг»,
«Наша
воспитательница».
Организация и
проведение разных видов
игр (хороводных,
Изготовление
подвижных,
подарков
пальчиковых,
именинникам.
театрализованных).
Сюжетно-ролевые
Рассказывание сказок,
игры (представленные
мифов, легенд,
в группе).
рассказов.
Рассматривание
Слушание, заучивание
иллюстраций в
наизусть и разыгрывание книгах.
с помощью воспитателя
поэтических
Изготовление
фольклорных
атрибутов для игр.
произведений.
Изготовление
Организация
элементов костюмов.
фотовыставки «Наша
группа».
Дежурство в группе.
Организация
коллективных трудовых
действий.
Создание герба и гимна
группы в соответствии с
ее названием.
Сочинение поздравлений
Знает значение некоторых имен (в
разных языках).
Знает по имени и отчеству
работников детского сада.
Проявляет познавательный интерес
к многообразию окружающего
мира, людям.
Использует речь как средство
общения в многообразии
жизненных ситуаций, требующих
разрешения.
Слушает, понимает, воспринимает
на слух диалогическую и
монологическую речь
воспитателей, детей на «языке
соседа».
Знает правила совместной игры,
деятельности.
Знает разные виды народных игр.
Знает пословицы и поговорки о
дружбе, взаимопомощи.
Знает некоторые произведения
современных писателей и поэтов
Крыма.
друзей с уменьшительноласкательными суффиксами.
Замечает одинаковое и
различное во внешнем виде
детей группы.
Умеет отвечать 2-3 словами,
короткими предложениями на
вопросы взрослого и детей на
«языке соседа», используя
формулы речевого этикета.
Запоминает и произносит по
памяти небольшие
стихотворения, реплики
персонажей сказок, повторы в
сказках, песнях на «языке
соседа».
Соблюдает правила совместной
игры, деятельности.
Понимает смысл пословиц,
поговорок, пробует их
использовать в
соответствующих жизненных
ситуациях.
Умеет строить партнерские
отношения в играх
(объединяться по интересам,
договариваться, распределять
роли, разрешать конфликтные
Я И МОЙ ГОРОД
(МОЕ СЕЛО)
именинникам.
ситуации).
Организация работы
дежурных в группе.
Использует в играх реальные и
сказочные ситуации, передает
отношение между людьми,
знания о ближайшем
окружении.
Рассматривание
фотографий,
фотоальбомов.
Называет свой полный адрес.
Рисование,
Проявляет интерес к истории
аппликация «Мой
родного населенного пункта, знает
город», «Мое село»,
его старое и новое название.
«Герб нашего города».
Просмотр видеофильмов.
Знает герб города, его значение.
Сюжетно-ролевая
Экскурсии по улицам,
игра «Путешествие по Знает, в честь кого названы
паркам,
городу (селу)».
некоторые улицы населенного
достопримечательным
пункта.
местам.
Знает и называет основные
Посещение музеев,
народные промыслы, которыми
выставок.
занимались и занимаются люди в
родном населенном пункте.
Чтение легенд, сказок,
мифов, стихов.
Проявляет познавательный интерес
к работам народных мастеров,
Слушание, разучивание
бережно и уважительно к ним
песен.
относится.
Составление рассказов
«Мне нравится мой
город (мое село), потому
что…»
Рассматривание герба
Знает элементы орнаментальных
мотивов, декоративных росписей,
характерных для различных
культур.
Имеет представление о
Может прочитать стихи о
своем родном городе, селе.
Находит на карте (макете)
микрорайона свою улицу и
свой дом.
Бережно, уважительно
относится к святыням людей,
живущих в Крыму.
Может кратко описать
некоторые
достопримечательности
родного края и назвать имена
знаменитых людей.
Узнает на фотографиях и
может назвать памятники,
оставленные древними
народами на территории их
родного населенного пункта.
города, рассказ о его
значении.
географическом расположении
родного города (села) на карте
Крыма.
Знает названия растений,
географических объектов своего
населенного пункта.
Рассматривание карты
города (села),
микрорайона.
Я И МОЙ КРЫМ.
МЫ ЖИВЕМ В
КРЫМУ
Чтение сказок, легенд,
беседы по содержанию.
Рассматривание карты
Крыма.
Рассматривание
фотоальбомов о городах
Крыма.
Чтение произведений о
природе Крыма.
Организация досугов.
Рисование,
аппликация,
флористика,
конструирование на
тему «Мой Крым».
Имеет представление о
географическом расположении
Крыма.
Декоративное
рисование.
Знает названия разных растений,
животных, географических
объектов Крыма.
Сюжетно-ролевая
игра «Путешествуем
по Крыму»,
«Экскурсоводы»,
«Такси».
Знает названия крымских городов.
Знает свою национальную
принадлежность.
Знает название 2-3 древних
народов, живших в данном регионе.
Экскурсии.
Разучивание пословиц,
поговорок о Родине.
Встречи с детскими
писателями, поэтами
Крыма.
Чтение детских
журналов «Крымуша»,
Знает символику АРК. (значение
цветов флага, герба).
Знает название главного города
Крыма – Симферополь.
Знает, что в Крыму проживают
представители разных
национальностей.
Знает о многообразии
Проявляет заинтересованность
в практических действиях
(наблюдение, противостояние
тому, кто причиняет вред
природе).
Не срывает растений,
занесенных в Красную книгу.
Высказывает свое негативное
отношение к продаже
подснежников, изделий из
можжевельника и т.д.
Имеет навыки слушания
народной музыки, узнает
характерные оттенки ее
звучания.
Имеет элементарные навыки
игры на детских музыкальных
(народных) инструментах.
С интересом принимает
участие в подготовке и
проведении фольклорных
праздников.
«Литературный журнал».
музыкального искусства людей,
проживающих в Крыму, проявляет
стойкий интерес к народной
музыке.
Оформление уголка «Мы
живем в Крыму».
НАША СТРАНА
Рассматривание герба и
флага АРК.
Рассматривание
национальных
костюмов.
Чтение сказок народов
Крыма.
Разучивание стихов,
песен.
Организация и
проведение народных
игр, разучивание
считалок.
Знает некоторые народные
музыкальные игры
Изобразительная
деятельность
(декоративная
роспись).
Раскрашивание
орнаментов разных
народов.
Знает, что Крым – часть России.
Знает название государства.
Знает государственные символы
(значение цветов флага, мелодию
гимна, правила поведения во время
его исполнения).
Знает название столицы России –
Москва, реки Москва.
Знает, что в России проживают
люди разных национальностей.
Организация досугов.
Рассматривание флага и
герба России.
Рассматривание
фотоальбомов о Москве.
Рассматривание карты
России.
Знает некоторые имена
выдающихся людей России.
Знает названия некоторых блюд
национальной народной кухни.
Передает свои впечатления и
чувства от народной музыки в
других видах деятельности.
Узнает на иллюстрациях
представителей некоторых
национальностей (по костюму,
по жилью, по обычаям).
Отличает русский народный
костюм от костюмов других
национальностей.
Может прочитать стихи,
объяснить их содержание.
Находит (с помощью
воспитателя) Крым на карте
России.
Принимает участие в народных
играх, эмоционально
положительно откликается на
них.
С удовольствием участвует в
подготовке и проведении
народных праздников.